Доставка грузов
для успешного бизнеса
Заказать расчет стоимости

Условия страхования грузов

 

Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту грузов от различного рода рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю.

При международных грузоперевозках страхование грузов производится на основе правил, которые составлены и рекомендованы Международной торгово-промышленной палатой. Применяя страхование по «INCOTERMS-2000» во внешней торговле, определяются два важных условия экспортно-импортной сделки:

- момент перехода риска потери;
- повреждение товара и распределения затрат между продавцом и покупателем.

Анализ «INCOTERMS-2000» показывает, что обязательства относительно страхования грузов содержатся только при поставке грузов на условиях CIF и CIP. При поставке на данных условиях продавец обязан застраховать товар в страховой компании с хорошей репутацией. Учитывая то обстоятельство, что переход риска потери и/или повреждения груза не совпадает с распределением затрат между продавцом и покупателем (получателем) страхового возмещения по договору страхования - выгодоприобретателем при поставке на условиях CIF или CIP является покупатель.

Страховой полис вместе с другими документами, предусмотренными контрактом, передается покупателю. Минимальная страховая сумма должна покрывать сумму контракта (стоимость груза, фрахта) плюс 10 % и должна быть установлена в валюте совершения сделки.

Если в контракте не оговорено иное, то договор страхования, заключается на условиях минимального покрытия рисков, что соответствует условиям «С» Оговорок Института Лондонских страховщиков. Данные условия практически соответствуют условиям «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». При всех остальных условиях поставки по «Инкотермс-2000» не содержится требований к сторонам по обязательному страхованию грузов.

Таким образом, при заключении экспортного или импортного контракта перед продавцом или покупателем неизбежно встает вопрос об уменьшении вероятного ущерба. Выбор того или иного варианта страхования стороны решают либо выбором условий страхования в контракте (при поставке на условиях CIF или CIP), либо каждая сторона решает этот вопрос для себя самостоятельно, учитывая распределение рисков.

При поставке на условиях CIF или CIP , если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Этого зачастую бывает достаточно при поставке товаров, которые вряд ли могут быть повреждены в процессе транспортировки, например, кокс, металл в чушках, нефть, скрап и т. п. Однако, при транспортировке, например, ценного оборудования, приборов, желательно страхование на условиях «От всех рисков». Поэтому при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.

Стоимость Страхования груза рассчитывается разными Страховыми компаниями по-разному и составляет в среднем 0,2- 1% от стоимости груза.

Страховые риски, которые подлежат возмещению:

1. убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине (кража, противоправные действия третьих лиц, повреждение в процессе перевозки, ДТП и т.д.), кроме случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ (см. ниже);

2. убытки, расходы и взносы по общей аварии;

3. все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Страховая защита начинает действовать с момента погрузочно-разгрузочных работ и до момента получения груза Грузополучателем.

При страховании груза не возмещаются следующие убытки:
1. явившиеся следствием военных действий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, гражданских волнений, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию властей;

2. происшедшие в результате прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

3. происшедшие вследствие умысла или грубой неосторожности Страхователя (Выгодоприобретателя) или его представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

4. явившиеся следствием естественных свойств грузов (химических изменений, внутренней порчи, усушки, плесени, потери качества и т.д.);

5. происшедшие по причине влияния температуры, воздуха, порчи червями, грызунами, насекомыми;

6. связанные с несоответствующей упаковкой или укладкой грузов и отправлением их в поврежденном состоянии, а также некачественным закреплением в транспортном средстве, неправильного складирования;

7. недостачи груза при целостности пломб (при перевозке в опломбированном виде) и наружной упаковки;

8. явившиеся результатом функциональных нарушений без внешнего и внутреннего повреждения грузов.

9. замедления в доставке грузов и падения цен.